Блог: Шелковые книги Китая :: Tl.Rulate.ru - новеллы и ранобэ читать онлайн
× Уважаемые пользователи, из за вероятного слива базы данных требуется сменить пароль к аккаунту

RudaStew
(переводчик/автор/редактор/культиватор основы ци) : Блог

Шелковые книги Китая

До появления бумаги в Китае писали сначала на бамбуковых и деревянных дощечках, затем на шелке. Хотя, даже когда письмо по шелку было хорошо освоено, книги эти все равно не вытеснили бамбуковые. На шелке писали только канонические тексты, законодательные документы, литературные и научные сочинения, гадательные книги. А вот погребальные свитки и частные записи на шелке не были столь популярны. В качестве погребальной утвари шелк подходил меньше дерева или бамбука, он не столь долговечен.

Самым первым шелковым документом было свидетельство о выдаче земли Гуань Чжуну, написанное на шелке и продублированное на бамбуковых дощечках. Этот документ датируется VII веком до н. э.

Упоминание первой библиотеке шелковых книг есть в "Цзо-чжуань", памятнике исторической прозы Древнего Китая, представляющем собой подробнейшие комментарии к краткой хронике «Чуньцю» о событиях периода Весны и Осени. Там уточняется, что в 540 году до н. э. в царстве Лу имелись книжные собрания гадательных и исторических текстов, написанных на "золотом шелке".


Золотой шелк царства Лу

"Золотой шелк" — как я понимаю, название условное. В первой части "Дворец семи звезд Лу Шан Вана", в главе 26 упоминается книга, в шелк которой были вплетены золотые нити:

"Мы осторожно вынули шкатулку и опустили ее на землю. Она не была заперта. Подняв крышку, мы увидели хорошо сохранившийся шелковый свиток. В ткань были вплетены нити из золота Слева была крупная надпись "Книга царя подземного мира", а рядом более мелкие иероглифы."

Однако, чаще шелк был "золотым" из-за красителя, придававшего ему характерный оттенок.

 У Се рассказывает об особенностях шелковых книг именно царства Лу:

"Шелковые книги царства Лу сильно отличаются друг от друга, тем не менее существует классификация, основанная на использовании разных видов шелка, особенностях почерка, составе чернил. Самые ценные книги были написаны на золотом шелке. Но причина высокой цены не в материале: текст этих книг не поддается расшифровке."

Именно этот факт лег в основу центральной интриги романа.

Но вернемся к настоящей истории.

Шелковые книги из Чанша

В качестве материала для письма шелк использовался не случайно. В Древнем Китае, получив первые образцы ткани, сразу обратили внимание на ее особенные качества:

1. устойчивость к органическим растворителям, типа уксуса и спирта, что позволяло использовать высококачественные красители и чернила;

2. прочность, благодаря чему шелковые книги были относительно долговечны;

3. высокая гигроскопичность, что позволяло не ждать долго после нанесения надписей.

Первые фрагменты древнекитайских шелковых книг были обнаружены в 1936 году черными археологами я одной из гробниц в окрестностях Чанша, Южный Китай. Эти тексты датировались периодом Сражающихся царств. Поскольку это были не официальные раскопки, то находки оказались вывезенными из страны и проданы в частные коллекции. Среди них был шелковый свиток размером 30 × 39 см, украшенный цветными рисунками. Информация на нем касалась древнекитайской космологической мифологии (истории сотворения мира). Текст состоял из двух частей: 13 строк по 34 знака и 8 строк в 36 знаков.

Позже официально была отправлена археологическая экспедиция в Мавандуй, где во время раскопок были найдены и другие шелковые свитки разного размера, хранившиеся в лакированной шкатулке. Это были знаменитая И-цзин" (Книга перемен), одна из первых версий "Даодецзина" (Книга пути и достоинства) и историческое сочинение неизвестного автора, предположительно, имеющее отношение к известному "Чжаньго це"(История периода Сражающихся царств).

Как выглядит шелковая книга?

Шелковая книга представляла собой длинный кусок ткани, один конец которого крепился к деревянному стержню. Книги эти были двух типов: малые, длиной 24 см, и большие, длиной 48 см. На большом куске шелка помещалось примерно полсотни иероглифов в строке, на малом — около тридцати. В этом плане шелковая книга вполне могла соперничать с бамбуковой и деревянной, так как объем их был практически одинаковый. Крупный текст, как и на дощечках, делился на главы (пяни). Несколько объединенных глав составляли свиток (цзюань). Разделами глав в деревянных книгах служили дощечки. Когда стали использовать шелк, то раздел главы и число строк указывали внизу текста. Таким образом, оформительский принцип столь разных видов книг остался прежним.

Однако, шелковые книги не вытеснили старые бамбуковые и деревянные. Во-первых, шелк был слишком дорогой, использовать его в качестве материала для письма могли только очень богатые люди. И писать на нем доверяли лишь самым грамотным, так как ошибку на шелке исправить куда сложнее, чем на дереве. Во-вторых, писать на шелке было сложно, для письма использовались бамбуковое или тростниковое перо, которое не было приспособлено к письму по ткани.

 

 

Кисти и тушь для шелковых книг

Только на рубеже новой эры появились мягкие волосяные кисти: пучок шерсти пропускали через бамбуковую трубку длиной 23-30 см и диаметром до полутора сантиметров. У основания кисти пучок шерсти перехватывали тонким шнуром, а для прочности на основание и кончик кисти надевали костяные ободки. Для мягких кистей использовали шерсть разных животных, придавая ей конусообразную форму. Позднее бамбуковую палочку для кисти заменили более ценными материалами: слоновой костью, нефритом и даже хрусталем. Они украшались гравировкой, инкрустацией металлом и драгоценными камнями.

Свои шелковые книги китайцы писали тушью. Самая первая была сделана из лампадной сажи, но постепенно состав туши изменялся: ее стали делать из древесного угля, сажи, полученной в результате сжигания различных материалов (смола дерева, различные минералы, масла). В качестве отвердителя использовали костный клей или яичный белок. После специальной обработки сажа перемешивалась с отвердителем в тесто, туда добавляли красители, перламутр, ароматические вещества. Затем эту массу спрессовывали в одинаковые бруски и сушили. Хранилась тушь для письма в сухом виде. Перед работой ее надо было разводить водой. Процесс разведения туши превратился в настоящий ритуал, который воспевали поэты.

Для письма использовали тушь двух цветов: черную, непосредственно для текста, и красную, для знаков препинания и разметки текста. Позднее появилась еще и желтая тушь, но это уже было в те времена, когда появилась бумага.

До нашего времени дошло не так много шелковых книг. Тут я могу поспорить в героем "Записок расхитителя гробниц" — их ценность не в сложностях расшифровки, а в количестве. История оказалась злой мачехой для шелковых свитков.

История шелковых библиотек.

Эпоха Хань

Систематизированные библиотеки появились в Китае лишь в эпоху Хань при императоре Чэн-ди (32-7 год до н. э.). Он отправил чиновника для сбора книг по всей Поднебесной. Первая библиотека находилась в павильоне Тяньлугэ в столице Чанъане. За систематизацией и перепиской книг следили ученые Лю Сян и Лю Синь. Они же, вероятно, выполняли обязанности корректоров. Результатом их работы стал каталог "Семь сводов", самый первый библиотечный каталог в Китае. В нем было учтено 3390 свитков, распределенных по разделам:

*Собрания (антологии и авторские сборники);

*Шесть канонов;

*Философы;

*Ши цзин и Шу цзин (сюда включались исторические книги вообще);

*Военные писатели;

*Практические науки (включая астрологию и гадание);

*Медицина (включая алхимию и магию).

Однако, количество книг указывалось связками дощечек, несмотря на то, что часть библиотеки составляли свитки. Количество свитков рассчитывалось по разметке внизу текста.

В конце правления императора Ван Мана началась гражданская война, тогда созданная предыдущим императором библиотека сгорела.

Позже император Гуан У-ди начал восстановление сгоревшей библиотеки, привлекая для этого просвещенных чиновников своего двора. Он поместил новую библиотеку в Лояне, во дворцах Жэньшоудянь и Дунгуань и назначил хранителей: историк Бань Гу, поэт Фу И и комментатор конфуцианских классиков Цзя Куй. Но и эту библиотеку постигла печальная участь, она сгорела во время мятежа Дун Чжо в 190 году.

Последний ханьский император Сянь-ди пытался спасти книги, приказав солдатам набивать свитками свои заплечные мешки. Но "Старая история Тан" говорит, что, когда император добрался до библиотеки, то более половины книг было сожжено или подмочено. "История Суй" рассказывает, что остатки библиотеки сгорели в 264 году.

Таким образов, в эпоху Хань бесследно пропало огромное количество шелковых книг. Новые появлялись все реже, к этому времени уже появилась бумага.

Эпоха Троецарствия

В это время была предпринята новая попытка восстановить древний книжный фонд, оказавшаяся чуть более успешной. Правители царства Вэй, Цао Цао и Цао Пэй создали первый в Китае государственный архив, Мишушэн. Для переписи книг использовался шелк одинакового оттенка, желтоватого, а для хранения свитков — светло-голубой. Хранители библиотек, Чжэн Мо и Сюнь Сюй составили новые каталоги, "Книгу внутренних покоев" и "Новую опись". По данным этих каталогов в библиотеке царства Вэй были собраны 99 145 свитков.

В этих каталогах использовался новый способ систематизации, четвертичный, который впоследствии стал основным в Китае. Кроме этого, количество книг там указывалось не в связках дощечек, как раньше, а в свитках-цзюанях.

Эпоха Северных и Южных династий

Пришедшая к власти династия Цзинь умудрилась снова угробить драгоценные книги. Во время смуты книжный фонд был полностью разорен. Когда после переноса столицы в Цзянькан в 317 году стали проверять сохранность книг по каталогам, оказалось, что из почти 100 тысяч свитков уцелело всего 3014. Государственные проблемы плохо сказались на шелковых книгах: библиотеку почти не пополняли. Когда к власти пришла династия Сун, сохранилось чуть более 4000 свитков. Причем, часть их была переписала уже не на шелке, а на бумаге.

В современном Китае сейчас возрождается традиция письма на шелке. Правда, в наш век информационных технологий эта традиция не имеет практической ценности и носит скорее, декоративно-прикладной характер.

 

Написала RudaStew 11 марта 2023 г. Просмотров: 2048 комментариев: 0 в мои обсуждения

Обсуждение:

Еще никто не написал комментариев...
Чтобы оставлять комментарии Войдите или Зарегистрируйтесь